Франшиза, что это и с чем это едят! Советы для франчайзи или как правильно выбрать себе в партнеры компанию франчайзера!

Знаете ли вы, что из 100% компаний, занимающихся квестами в реальности, примерно 80% из них заявляют, что продают франшизу?

А знаете, сколько из этих компаний имеют право это делать? Возможно вас слегка смутит ответ, но это единицы!

Сегодня пойдет речь о том, что такое франшиза, кто такие франчайзи и франчайзеры и как правильно им выбрать друг друга!

Правильно емкое определение предлагает Википедия: франшиза (фр. franchise — льгота) — объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, и так далее.

В общепринятом понятии под франшизой понимается способ распространения бизнес-идеи на федеральном и международных уровнях. Наличие зарегистрированного в Роспатенте товарного знака необходимо, без этого не реализуемо право на его владение франчайзером и, как следствие, невозможно заключение самого договора коммерческой концессии. В России нет четких правил формы договора, однако, не скреплять свои отношения с франчайзи чревато различными рисками. Кто-то заключает договор партнерства, кто-то работает по агентской схеме, кто-то разрабатывает уникальную форму договора, что есть нормальная практика среди уважающих себя компаний.

 

Совет для франчайзи №1

Запросите на стадии переговоров драфты договоров у нескольких компаний, они должны быть уникальными у каждого и предоставляться по первому же требованию. Когда две или три компании присылают одну форму договора (как правило взятую у крупной федеральной сети под видом покупателя) – это должно вызвать сомнения. Готовый договор как правило содержит в себе много приложений описывающих все передаваемые материалы, также он подлежит регистрации в государственных органах и по нему уплачивается франчайзером соответствующая пошлина. Все остальные варианты к франшизе отношений не имеют и, как правило, юридической силы не несут.

Итак, франчайзер – это головная компания, имеющая официально подтверждаемые документами права на товарный знак (бренд), и предлагающая заключить с ней договор коммерческой концессии, взамен за передачу партнеру (франчайзи) пакета документов, знаний, стандартов ведения бизнеса и иных материалов, оговоренных в приложениях к договору.

Само предложение по франшизе может включать в себя различный комплект материалов, от просто сюжета на электронном носителе до готового квеста, упакованного в фуру, которая приедет к вам в город/страну и привезет практически готовый квест. Все эти предложения разнятся по цене и по срокам исполнения. Понятно, что сделка по передаче готового сценария на Google Диске длится неделю, а сделка с подготовкой технических решений удаленно конечно, требует дополнительных расчетов и времени.

Франчайзер также предоставляет франчайзи материалы не только по организации самого квеста/квестов, но и материалы по ведению бизнеса. Это также важно, как и сюжет. Мало кто знает, но важно квест не построить, важно сделать его успешным, отстроить работу всех бизнес-процессов. Их также много даже внутри одного квеста как, скажем в открывающемся ресторане!

 

Совет для франчайзи №2

Запросите у будущего партнера – состав франчбука. Именно так называется свод всех документов по бизнесу, передаваемых после заключения договора партнеру в регион. Ответ может вас удивить, а может и приятно порадовать! Помните, наличие просто сюжета – это половина всего дела.

Франшиза в ее изначальном понимании как способа разрастания бизнеса, — это экосистема или, как многие любят ее называть — семья, когда кто-то живет в столице, а родственники в городах. Цель продажи франшизы у многих компаний – сиюминутная нажива, всюду видишь предложения: у нас нулевые роялти или паушальный платеж за 50 тысяч рублей. Друзья, мы можем смело утверждать, что за такие деньги вы не получите желаемый результат. Хорошо, если вам передадут хотя бы успешный и нормально описанный сюжет… Подготовка только одного договора в среднем обойдется компании у профессионального юриста от 10 до 20 тысяч рублей. Желание продать здесь и сейчас в редком случае оборачивается положительным опытом и сохранением каких-либо отношений между обоими сторонами. Цель настоящего франчайзера – вырастить сеть (пусть даже небольшую, 5-10 городов) успешных проектов. Где будут приветствоваться вебинары, совместные командировки, обмен опытом и, конечно, будет все в порядке с маржой. Отсюда выгода франчайзера – его роялти, которых просто не может не быть. Выгода франчайзи – быстрый старт, страховка от чужих ошибок, узнаваемый бренд, готовый продукт и знания, передаваемые с франчбуком. Именно поэтому головные компании создают финансовые модели, просчитывая заранее успешность того или иного проекта в том или ином городе и не берутся за рисковые проекты. Неудача здесь не нужна никому!

 

Совет для франчайзи №3

Запросите у компании финансовую модель и проведите с ним очную встречу или хотя бы скайп-конференцию по финансовым показателям будущего проекта. Лучше посчитать все на бумаге, чем потом иметь негативные последствия.

Конечно, не стоит забывать о том, что нужно посмотреть и на сайт компании, увидеть какую страницу своего города вы получите заранее, почитать отзывы от квестах, но в этой статье мы немного вышли за рамки этих критериев, и надеемся это вам поможет! Запрашивайте договора, документы подтверждающие права на товарный знак, финансовые модели и содержание франчбука и делайте правильный выбор!

 

На нашем сайте мы продолжим публиковать статьи, посвященные франшизе квестов в реальности. Следите за новостями!